Новости

История затопления Калязинского монастыря

11 сентября в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открывается новая постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященная результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.


Троицкий Макарьев монастырь в Калязине был закрыт в 1920 году. На территории монастыря И.Ф. Никольский организовал музей, что позволило сохранить многие монастырские ценности, рукописные и старопечатные книги, мощи св. Макария, шитые покровы с его раки и т. д.

В связи с решением о строительстве гидростанции в Угличе судьба архитектурного ансамбля Троицкого Макарьева монастыря в Калязине была предрешена. Территория монастыря попадала в зону затопления.

Музей архитектуры, созданный в Москве в 1934 году при Всесоюзной Академии архитектуры, наряду с научной, собирательской и просветительской деятельностью до 1941 года исполнял обязанности научной фиксации памятников, в том числе разбираемых, в связи с выполнением крупных градостроительных и народно-хозяйственных работ. Этой деятельностью занимался специальный сектор, которым руководил известный архитектор-реставратор Д.П. Сухов (позже — архитектор-реставратор Н.Н. Соболев). Архивные документы свидетельствуют о том, что все работы проводились по правительственному заданию в связи с предстоявшим затоплением монастыря, вызванным постройкой гидростанции и плотины в Угличе, и субсидировались по договору с Волгостроем НКВД СССР.


История восстановления. Л.А. Петров

К 1939 году по ходатайству Академии архитектуры в Калязинском монастыре, разборка которого уже была начата, удалось сохранить Троицкий собор, трапезную и бытовой корпус. Тогда же музеем была создана специальная группа по выполнению научного изучения и фиксации этих памятников. В ее состав входили производившие обмеры архитекторы А.М. Харламова, И.Г. Шульман, Л.К. Любимов, Л.А. Петров, Г.И. Полковников, инженер В.А. Каульбарс, руководивший исследованием зданий, каменщики братья Д.В., Е.В. и Ф.В. Ковешниковы, отец и сын А.М. и И.А. Бариновы, Хаустов.


Организовывали работы директор музея М.П. Цапенко, его заместитель В.Н. Иванов и архитектор И.В. Розанов. Консультантом от Академии архитектуры был академик И.В. Рыльский. Принимали и обсуждали результаты исследований известные ученые и архитекторы И.Э. Грабарь, Д.В. Сухов, П.Д. Барановский, Н.Д. Виноградов, Н.Н. Соболев, Я.А. Корнфельд, Е.А. Домбровская. Деятельность экспедиции в Калязине проходила в декабре 1939 и январе — феврале 1940 года в невероятно сжатые для такого вида и объема работ сроки, в очень трудных погодных и бытовых условиях, при постоянном присмотре ответственных лиц из Волгостроя.


Сложнейшую и чрезвычайно важную работу по демонтажу фресок в Троицком соборе выполнил художник-реставратор Павел Иванович Юкин, наиболее опытный на то время специалист в этом виде деятельности. Будучи сотрудником секции древнерусского искусства Третьяковской галереи, он исполнял на договорной основе поручение Академии архитектуры. Работа в зияющем дырами соборе проходила в очень сложных условиях — при крайне ограниченном наборе подручных средств, во время сильных зимних морозов, при коротком световом дне. За два с небольшим месяца удалось снять около 150 квадратных метров фресок. Именно морозная погода побудила П.И. Юкина применить новый метод демонтажа фрагментов росписей — «на мороз», — позволивший снять фрески с меньшими разрушениями.

На основе обмерных чертежей, сделанных в 1937–1940 годах, были выполнены графические реконструкции на XVII век архитектурного ансамбля монастыря, а также Троицкого собора, стен и башен, трапезной церкви. В 1940 году архитекторы И.И. Леонидов и М.Н. Чалый создали модель всего монастырского ансамбля, отдельные модели собора, трапезной и части монастырской стены с одной башней.

Со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов стенописи общей площадью 185 кв. м: 117 из них были переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, около 30 – направлены в другие музейные собрания. В фондах московского музея архитектуры хранятся и некоторые элементы каменного декора храма. В стену Донского монастыря вмурован портал Троицкого собора.

Сейчас на месте монастыря находится возвышенность, которая называется «монастырскими островами». В 2000-е годы там была построена небольшая часовня из красного кирпича.