Статьи

Историческая справка храма святых Бориса и Глеба и села Новоселье


Древняя история храма святых Бориса и Глеба и села Новоселье в Переславском районе

Воскресенская пустынь Фёдоровского монастыря


К западу от Феодоровского монастыря, верстах в 4 от него, недалеко от усадьбы Ботик, где хранятся остатки флотилии Петра I, попечением игуменьи монастыря Евгении была построена Воскресенская пустынь. «В 1888 году, февраля 1-го дня, произведён ввод во владение пожертвованной Феодоровскому монастырю купцом Василием Борисовичем Глинским земли при сельце Воскресенском (в советское время переименованном в Новоселье) с пустошами». Сохранилась записка, датированная 1889 г. и составленная от лица упомянутого благотворителя, несомненно, при участии самой игуменьи Евгении, поскольку исправления и добавления в текст вносились её рукой. «В память ознаменования чудесного спасения жизни Его Императорского Величества Императора Александра Александровича и Его Августейшего Семейства, в истекшем 1888 г. 17 октября, я желаю устроить храм во имя святого благоверного великого князя Владимира в местности Переславского уезда местечко называется Воскресенское». Земля больше года оставалась неиспользуемой, пока не возник повод обратиться к епархиальному начальству с просьбой о строительстве храма. Благолепный храм Святых мучеников Бориса и Глеба построен купцом Владимиром Борисовичем Глинским по проекту выдающегося исследователя и знатока древней русской архитектуры академика архитектуры Владимира Васильевича Суслова (1857-1921). В.В. Суслов родился 13 июля 1857 г. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1877 г. и Академию художеств в 1882 г. со званием классного художника архитектуры 1-й степени. Работал в Санкт-Петербурге, был выдающимся исследователем и знатоком древнерусского зодчества, архитектором-реставратором, одним из инициаторов охраны памятников истории и культуры в России. Ездил в экспедицию по старым русским городам. В 1898 г. издал книгу «Памятники древнего русского зодчества». После 1917 г был назначен заведующим архитектурной секцией Отдела по охране, учёту и регистрации памятников искусства и старины при Наркомпросе РСФСР. С группой специалистов в 1921 г. выехал в экспедицию в Поволжье, однако тяжелая болезнь прервала работу. Скончался Владимир Васильевич в г. Хвалынске в августе 1921 г.

Храм был освящён 19 июля 1894 г., его содержание В.Б. Глинский обеспечил особой суммой. Он пожертвовал землю и построил церковь для вечного поминовения своего отца. Она была обильно снабжена священническими облачениями и церковной утварью, имела мозаичный пол и духовое отопление. Восточная сторона храма выходила на проезжую дорогу вдоль деревни. Были устроены подвальный этаж хоры, отдельные помещения для библиотеки и для ризницы. Чтобы более изолировать прихожан от монашествующих, для них сделали вход через галерею прямо с улицы. Вход для монашествующих - с западной стороны. Иконостас был сделан по указаниям В.В Суслова петербургским мастером А.В. Шутовым в русском стиле XVII в. с отделкой золотом, серебром и эмалевыми красками. Кирпич для храма приготовлялся на месте. Каменщики, печники и штукатуры были выписаны из Москвы, а слесарные и кровельные работы выполнили переславские мастера. Изразцы изготовлены специально для данной церкви по старинным образцам г-ном Харламовым из Санкт-Петербурга. Наблюдение за работами вели академик Суслов и М.М. Зиновьевский. Пустыньку огородили каменной стеной, внутри построили два больших деревянных дома для монахинь и послушниц, скотный двор, погреба и сараи, особый дом для рабочих. Вне ограды - каменный дом для священника (которому назначалось то же содержание, что и в Алексеевской пустыньке) и помещение для церковноприходской школы; был построен кирпичный завод. С 1894 г. здесь служил окончивший курс семинарии Григорий Григорьевич Нардов, он имел первую награду священника - набедренник. Смежная с Воскресенской пустынью земля пожертвована московским купцом В. И. Моховым.

В советское время пустынь была закрыта, храм тоже, после разрушения шатра и верхней части стен, в нём устроены клуб и библиотека. После пожара здесь голые стены. Разрушены ограда, кельи и многие хозяйственные постройки.

Итак, Феодоровский монастырь, благодаря энергии игуменьи Евгении, имел при себе 3 благоустроенные пустыни, 4 церковноприходские школы с особыми помещениями, давал приют и кормил свыше 400 монахинь и послушниц, воспитывал у себя нескольких Девочек-сирот. При нём и в пустыньках были устроены стройные хоры певчих. Земли имелось 1016 десятин 957 сажен. Все здания содержались в чистоте. Монастырь, кроме прямого своего назначения служения Богу в иноческом чине, имел немаловажное общественное значение, просвещая подрастающее крестьянское поколение мальчиков и девочек светом Христовой истины.

 

Нет комментариев

Добавить комментарий